В России парусный флот начал развиваться при царе Петре I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.
«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 году учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» – своеобразный прообраз современных яхт-клубов.
Усилиями Петра I и его приемников Россия превратилась в мощную морскую державу.
В 1846 году в России был создан Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне. Члены Императорского яхт-клуба ходили и в крейсерские плавания, часто за пределы Балтийского моря. В 1874 году при «Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе» были созданы первые Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.
Большой интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его руководителей начать в 1873 году издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба». Это первое в истории русского парусного спорта периодическое издание сразу стало популярным, а в 1874 году было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал «Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по парусному спорту «Моряк-любитель».
После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей. Много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. Поэтому в начале 1920-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйств яхт-клубов.
Большую роль в возрождении парусного спорта сыграло введенное в 1918 году всеобщее военное обучение населения. Молодежь, пополнявшая ряды советского Военно-Морского Флота и морских территориальных отрядов Всевобуча, знакомилась с морской службой в яхт-клубах. Активисты Всевобуча пропагандировали парусный спорт.
В 1936 году была создана Всесоюзная парусная секция, что позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций спортивных обществ и положило начало организованной и систематической спортивной работе. К началу 40-х годов парусным спортом в СССР занимались уже тысячи спортсменов. Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы: они участвовали в создании ледовой Дороги жизни на Ладожском озере, в организации дозорной службы и связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива.
Парусный спорт в России после распада СССР продолжил своё развитие. Основные центры парусного спорта России находятся в приморских регионах: Санкт-Петербурге, Калининграде, Сочи, Новороссийске, Крыму, Владивостоке.
Предлагаем вашему вниманию подборку книг по основам парусного спорта,
конструированию и эксплуатации яхт из фондов Центральной библиотеки.
|
Бонд, Боб. Справочник яхтсмена / Боб Бонд; пер. с англ. А.Д. Старкова, В.И. Самарова. – Ленинград: Судостроение, 1989. – 333 с.
В справочнике изложены практически все вопросы, связанные с устройством, эксплуатацией и совершенствованием яхт. Содержатся разделы по основам парусного спорта, подготовке яхтенных рулевых, крейсерским плаваниям, навигации, метеорологии, уходу за яхтой и безопасности плавания.
Книга предназначена для широкого круга любителей-яхтсменов, учащихся детских спортивных парусных школ, курсантов мореходных училищ.
|
|
Допатка, Рейнгольд. Книга о судах / Р. Допатка, А. Перепечко. – Ленинград: Судостроение, 1981. – 207 с.
В этой книге речь идет о морских судах, которые благодаря своей мореходности могут ходить в открытом море. В книге рассказано о морских судах различного назначения, их механизмах, устройстве, навигации и судоходстве.
Рисунки и схемы наглядно показывают конструкцию судна, судовые системы, энергетические установки, средства связи и спасения, навигационные приборы и палубное оборудование, а также иллюстрируют основные теоретические положения.
|
|
Казаров, Юрий Суренович. По страницам «Катеров и яхт»: справочник: [библиогр. указ.] / Ю.С. Казаров, Н.Ф. Соколова; «Катера и яхты», журн. (Ленинград). – Ленинград: Судостроение, 1986. – 255 с.
Справочник, составленный на основе журналов «Катера и яхты».
|
|
Курбатов, Дмитрий Антонович. 15 проектов судов для любительской постройки: справочник / Д.А. Курбатов. – Ленинград: Судостроение, 1985. – 415 с.
Книга содержит описания и чертежи для постройки 15 малых судов для прогулок и туризма (гребных и моторных лодок, каютных катеров и парусных яхт).
Пользуясь рекомендациями книги, судостроитель-любитель сможет правильно установить двигатель, сшить паруса и оборудовать судно для туристских плаваний.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся малым судостроением, водным туризмом и спортом.
|
|
Митрофанов, Валентин Петрович. Школы под парусами: учеб. парусный флот XVIII-XX вв. / В.П. Митрофанов, П.С. Митрофанов. – Ленинград: Судостроение, 1989. – 231 с.
Книга рассказывает о постройке учебных парусных судов XVIII-XX вв. и создании в России Навигацкой школы. В издании приведены уникальные чертежи парусников.
Предназначена для учащихся мореходных училищ, студентов кораблестроительных вузов, а также для тех, кто интересуется историей отечественного судостроения и занимается постройкой моделей судов.
|
|
Норвуд, Джозеф. Быстроходные парусные суда: основы проектирования многокорпусных судов / Джозев Норвуд; пер. с англ. В.И. Лапина. – Ленинград: Судостроение, 1983. – 102 с.
Изложены теоретические и практические рекомендации по постройке быстроходных парусных судов, теория работы паруса.
|
|
Пастухов, Павел Дмитриевич. Доска под парусом / Т.Д. Пастухов. – Ленинград: Судостроение, 1988. – 158 с. – (Библиотека журнала «Катера и яхты»).
Книга содержит описание конструкции, чертежи и рекомендации по самостоятельному изготовлению парусных досок (виндсерферов).
|
|
Рейнке, Курт. Постройка яхт / К. Рейнке, Л. Лютьен, И. Мус; пер. с нем. Е.Я. Кулаковой.– Ленинград: Судостроение, 1982. – 367 с.
Энциклопедия по конструированию и постройке яхт.
|
|
Паруса России. «Крузенштерн» / В.А. Волкогон, Г.В. Коломенский, М.В. Новиков. Автор фотографий В.В. Семидьянов. – Калининград: ИП В.В. Семидьянов,2010.– 216 с.
Книга о паруснике «Крузенштерн» – это красивый фотоальбом, рассказывающий историю корабля, современные походы, морские будни и праздники. И все это показано через объектив фотографа Василия Семидьянова.
|
|
Человек. Море. Техника 89: [сб. ст. / сост. А.В. Кузьменко].– Ленинград: Судостроение, 1988. – 286 с.
В сборнике приведены статьи известных советских авторов о выдающихся кораблестроителях, о загадках океана, о подводных исследованиях, о проблемах малотоннажного судостроения.
|
Виртуальную выставку подготовила заведующая организационно-методическим отделом ЦБ
Татьяна Панкратова.
Использованы материалы их открытых источников Интернет
Комментарии (0)