Случайное фото

Реликвия семьи Анны Подобиной (pdf)

ИСТОРИЯ СЕМЬИ АННЫ ПОДОБИНОЙ

История семьи Анны Подобиной

Podobina-AA-s-detmi.jpg
А.А. Подобина с детьми

Моя бабушка Александра Фёдоровна Пастухова умерла рано. Она была старой веры также, как ее брат Иван Фёдорович Канев (Вöлга Вань). Дядя Ваня и его жена Мария Фёдоровна были для нас как бабушка и дедушка. До 1967 г. в их доме жила наша семья: отец Алексей Фёдорович, мама Ирина Алексеевна и дети: Фёдор, Михаил, Анна, Владимир, Пётр, Анастасия и Николай. Дом был двухэтажный, стоял на берегу реки. Вся посуда и мебель в нем были самодельными. Дядя Ваня прекрасно владел плотницким и столярным ремеслом. Мог изготовить из дерева любой предмет, необходимый в личном хозяйстве. Для совхоза мастерил сани. Для этого он сушил в печи заготовку из дерева, сгибал ее, придавая нужную форму полозьям, делал отверстия. Я всегда с удовольствием помогала ему.

Podobina-AA.jpg

Анна Подобина. 1990-е годы

Интересен был быт староверов. Они редко носили одежду, купленную в магазине. Носили обувь, сшитую из телячьей кожи. Для женщины считалось грехом ходить без платка. Для всех староверов обязательным было ношение пояса. Назначенную пенсию староверы не брали. Жили тем, что могли заработать своим трудом. Продукты, купленные в магазине, омывали водой. Сахарный песок просеивали через сито. Жили скромно. Держали посты. Замкнуты не были, в трудных обстоятельствах помочь могли не только человеку их круга, но и любому другому.

Дети Ивана Фёдоровича и Марии Фёдоровны, Марина и Никита, умерли рано. Может поэтому к нам, своим внучатым племянникам, тетя с дядей были особенно привязаны. Любили нас, привечали. Я старалась угодить им. Читала молитвы, помогала неграмотному дяде писать письма, в большие праздники разносила по домам угощения. Лучший кусок семги со стола всегда доставался мне. Дядю с тетей я тоже любила. Это были добрые, отзывчивые, милосердные люди. Учили детей только хорошему и словом, и личным примером. Их воспоминания о прожитой нелегкой жизни были всегда светлыми.

В доме дяди и тети перед большими церковными праздниками собирались староверы. Молились, исполняли песнопения, зажигали свечи. Встретив праздник, садились за стол. Мы, дети, во время службы лежали на полатях и наблюдали за всем этим действом. Я знала наизусть много молитв, песнопений, умела читать на церковнославянском языке. Но со временем эти способности я почти утратила.

Stoilizyna-Irina-Alekseevna.jpg

И.А. Столицына. 1980-е гг.

Не знаю, была ли я крещена в старую веру. Наверное, нет. Креста я не носила. Родные строгости староверского быта мне не навязывали. Но, чтобы не расстраивать моих взрослых родственников-староверов, из дома в школу я уходила без галстука, повязывала его, только подойдя к ней. В то время многие школьники читали молитвы, но не афишировали этого: боялись огласки и осмеяния.


Мама трудилась на молзаводе, в пекарне, уборщицей в сельпо и интернате. Отец – сначала на молзаводе, позже – плотником: строил Дом Культуры, магазин, интернат. В селе многие помнят отца хозвозчиком, привозившим хлеб с пекарни в магазин.
Моя мама Ирина Алексеевна Столицына (Пастухова) (1922-2000) родилась в староверской семье. Старую веру мама приняла и хранила ей верность всю жизнь. Отец Столицын Алексей Фёдорович (1928-1994) родом из Брянской области. В годы Великой Отечественной войны жил на оккупированной территории. Его родители погибли: мать расстреляли, отец пропал без вести. Дети, оставшись сиротами, голодали. Страх перед голодом преследовал отца всю жизнь, он часто закупал хлеба и соли больше, чем нужно.

Sykt.-20111.jpg
Анна Подобина. 2011 год

Мои родители были людьми абсолютно разными. Отец – атеист. Он вставал в пять утра, включал радио, слушал «Голос Америки». Мама – верующая женщина. Поднималась в четыре часа, читала утреннюю молитву. В такой обстановке мать сумела обустроить свой староверский быт с отдельной посудой, умывальником, ведром воды. Корову она всегда доила сама. Перед начинанием всякого дела читала молитву. Этому учила и нас. За нас она всегда молилась, говорила: «Положила начало». Переживала о том, что после ее смерти некому будет за нас молиться.

Анна Алексеевна Подобина.После смерти мамы осталось много икон. Основную часть увезла с собой моя сестра Настя и забрали братья. У меня осталось небольшое распятье, складная икона. Они очень дороги мне. Это память о моих предках, маме, дяде с тетей. Была еще у мамы книга в металлическом окладе с застежками, но она исчезла после смерти мамы.

Реликвия семьи – крест «Распятие Христово»

РЕЛИКВИЯ СЕМЬИ – КРЕСТ «РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО»

Реликвия семьи – крест «Распятие Христово»

P1020516.JPG

Киотный крест
"Распятие Христово"

В основании креста прямоугольная пещера с Головой Адама.Средокрестие – Распятие Христово на восьмиконечном кресте с копием и тростью по сторонам. Тело Христа слегка изогнуто, голова в нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально. На фигуре Христа – лентий (набедренная повязка). В левом углу средокрестия изображено солнце, в левом – луна.Высота – 7 см. Ширина – 4 см. Крест восьмиконечный с прямоугольными концами. По контуру креста штриховой ободок. В верхней части креста – образ Господень Нерукотворный.Крест киотный «Распятие Христово». Время создания – XIX век. Изготовлен из меди. Техника изготовления – литье. Украшен синей эмалью.

Распятие располагалось в домашней божнице (Красном углу) Ирины Алексеевны Столицыной наряду с иконами и предназначалось для домашних молитв.

Реликвия семьи – трехстворчатый складень

РЕЛИКВИЯ СЕМЬИ – ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ
«ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ. ВОСКРЕСЕНИЕ. РОЖДЕСТВО
»

Реликвия семьи – трехстворчатый складень

Трехстворчатый складень «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресенние. Рождество». Время создания – XIX век. Изготовлен из меди. Техника изготовления – литье.

Высота – 5,5 см. Ширина – 16,5 см. В сложенном состоянии размер – 5,5х5,5 см.

Складень располагался в домашней божнице Ирины Алексеевны Столицыной с другими иконами и предназначалось для домашних молитв.На левой створке складня изображен сюжет – «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской». Середина складня – «Воскресение Христово». Правая створка – «Рождество». Названия сюжетов указаны над изображением.

Складень в хорошем состоянии, створки плотно прилегают друг к другу.

Оборотная сторона складня (крышка) украшена резным изображением Голгофского креста в орнаментальной рамке. По обеим сторонам креста монограммы «ЦРЬ СЛВЫ IС ХС» – «Иисус Христос Царь Славы», надпись «Ника». В основании креста – пещера с Головой Адама, над ней монограммы «МЛРБ» – «Место Лобное Рай Бысть», «ГА» – «Глава Адама».

P1020518.JPG

Трехстворчатый складень
«Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресение. Рождество»