Случайное фото

Реликвия семьи Ларисы Каневой (pdf)

ИСТОРИЯ СЕМЬИ ЛАРИСЫ КАНЕВОЙ

История семьи Ларисы Каневой

Larisa-Vasilevna-i-Leonid-Alberotovich-Kanevy-s-synovyami-Kostei-i-Alekseem.jpg
Леонид и Лариса Каневы
с сыновьями Костей и Алексеем

Я родом из села Прокопьевка Прилузского района. Мой отец, Василий Николаевич Осипов, коренной житель села. Мать, Таисия Андреевна, родом из села Опарино Кировской области. В 1952 году мои родители поженились. У них родилось семеро детей: Нина, Галина, Лидия, Николай, Елена, Лариса, Ольга. Папа работал в совхозе: водителем, трактористом, управляющим отделением совхоза, механиком. Мама – на маслозаводе, затем продавцом.

Отец умел делать бочки, мочало из лыка, разную мебель: скамьи, табуретки, кухонные и платяные шкафы; занимался строительством. Позже обучил строительному делу сына Николая, своих зятьев и даже внуков. Они коллективно ездили в лес, валили деревья,

В свое время мама сумела перенять местный уклад жизни и традиции. В семьях села Прокопьевка существует такой поминальный обряд с полотенцем. В поминальные дни родственники умершего с корзиной продуктов и вышитым полотенцем идут на кладбище. Поминальное полотенце накидывают на крест. При этом произносят следующие слова на коми языке: «Сибöдчы-матыстчы миян пызан дорö» («Подойди к нашему столу»).

U-mogily-otza-Osipova-Vasiliya--Nikolaevicha-v-den-pohoron.-21-dekabrya-1998-god.jpg

У могилы отца В.Н. Осипова в день похорон.
21 декабря 1998 год

Поминальную еду для умершего кладут на специальную подставку, установленную около могилы. После этого один из присутствующих читает молитву, и все родственники рассаживаются за поминальным столом. Посидев, помянув умершего, они убирают оставшуюся на столе еду, обходят могилу, снимают с креста полотенце и говорят: «Виччысь, волам коркö». («Жди, когда-нибудь придем»). Этим поминальное обрядовое действие заканчивается, и родственники возвращаются домой. Обязательными днями поминания считаются девятый, двадцатый, сорокой день, полгода и Троица. Особенно важные дни – девятый, двадцатый день и пол года.шкурили бревна, ставили сруб. Отец с матерью умели катать валенки. Мама, кроме этого, вышивала, вязала, ткала половики на станке. В 1998 году отец умер. Матери сейчас 84 года. У нее 19 внуков и 22 правнука. Она живет у старшей дочери в селе Ношуль Прилузского района. Без дела не сидит, занимается огородом, чесанием овечьей шерсти.

Поминальные полотенца хранят в каждой семье села Прокопьевка Прилузского района. У родителей тоже есть свое полотенце, которое досталось им от родителей моего отца. Моя мама для всех семерых детей своими руками вышила поминальные полотенца. В настоящее время в семьях моих родных сестер и брата эти полотенца хранятся как семейные реликвии.

Лариса Васильевна Канева.

РЕЛИКВИЯ СЕМЬИ – ПОМИНАЛЬНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

Реликвия семьи – поминальное полотенце

SAM_6756.JPG
Поминальное полотенце

Поминальное полотенце прямоугольной формы. Изготовлено из вафельного полотна. Края обшиты оборками. Длина полотенца – 178 см. Ширина – 42 см. Длина оборки – 6 см.

Полотенце вышито крестом Таисией Андреевной Осиповой в 80-е гг. XX века в селе Прокопьевка Прилузского района.

Полотенце подарено дочери Ларисе Васильевне Каневой ко дню свадьбы, 2 апреля 1988 г. Полотенце используется в дни поминовения умерших родственников. Его относят на кладбище, накидывают на крест, совершают поминальные действия. Такое обрядовое действо распространено в селе Прокопьевка Прилузского района.Полотенце вышито крестиком. Узор – «Пасхальное яйцо», слева от него – буквы «IC», справа – «ХС». Узор рисунка состоит из полос, вышитых крестом, бордового, желтого, розового, фиолетового, зеленого цветов. Рисунок повторяется дважды по краям полотенца.