Случайное фото

В печорском архивохранилище ГУ РК «Национальный архив РК» сохранились документы, рассказывающие об образовании властных структур на территории теперешнего Печорского района. Так на основании Указа Президиума Верховного Совета Коми АССР от 29.03.1950 года был образован Даниловский сельский Совет депутатов трудящихся в составе Кожвинского района за счет разукрупнения Усть-Войского и Конецборского сельских Советов. Центром Даниловского сельсовета была дер. Даниловка. В административное подчинение входили деревни Аранец, Ворошиловка, Республика.

Три года спустя центр Даниловского сельского Совета из деревни Даниловки переносится в деревню Республика с сохранением прежнего наименования сельсовета (Указ Президиума ВС Коми АССР от 20.02.1953 г.). И только через 9 лет село Республика было переименовано в село Приуральское. Произошло это в мае 1962 года, а спустя месяц, 26.06.1962 года, в связи с выходом Указа Президиума ВС Коми АССР Даниловский сельский Совет был переименован в Приуральский сельсовет депутатов трудящихся, куда вошли деревни Аранец, Даниловка, Конецбор и село Приуральское.

Очень интересный материал по истории создания нынешнего села Приуральского подготовила Надежда Игоревна Чапина, школьный библиотекарь, хорошо знающая его историю, людей, подробности, которые не найдешь ни в одном официальном источнике. Текст печатается с небольшими сокращениями.

Избушка на речке Белой

Люди, приезжающие в Приуральское впервые, заворожено, как миражом, любуются Уральскими горами. В ясную погоду за рекой Печорой как на ладони видны хребты и вершина горы Сабля. Из-за близкого расположения Урала и получило село современное, красивое, но уже третье название. Зародилось оно в трудные 1920-е годы, вскоре после окончания гражданской войны. В Коми крае деревни переживали глубокий кризис. В годы разрухи жизнь простых крестьян была тяжелой, бедной, голодной. В деревнях Усть-Куломского уезда не хватало удобных для земледелия и животноводства участков, беднели и лесные угодья. Но жители тех мест были наслышаны о Печорском крае от ранее переселившихся вычегодских крестьян. Может быть, и от красных, эвакуированных на верхнюю Вычегду с Ижмо-Печорскими отрядами в 1919 году. В те годы часть Печорского края, богатого зверем и рыбой, тоже относилась к Усть-Куломскому уезду.

Крестьянин из д. Большелуг Степан Ефимович Габов в поисках заработка, лучшей жизни отправился в дальний путь из родного дома с берегов Вишеры на Печору. В 1922 году он добрался до деревни Позориха (современная д. Даниловка). Поселился временно у местного жителя, стал мастер на все руки. Габов был умелым столяром, плотником, выделывал кожу, владел кузнечным делом. Еще он занялся охотой и рыболовством. В пяти километрах ниже д. Позориха выбрал охотничьи угодья в глухом лесу, богатом дичью. Построил охотничью избушку на высоком берегу извилистой речки Белая, притока величавой Печоры, протекающей недалеко. Но больше всего Габова поразили расположенные чуть ниже по течению Печоры заливные и пойменные луга, которые можно было использовать как пастбище для скота, а главное – это были прекрасные сенокосные угодья. На Вишере таких лугов не было. Степану Ефимовичу очень понравились эти места, и он решил обосноваться здесь и перевезти на Печору свою семью.

Место для своего будущего дома выбрал на берегу Печоры недалеко от своих охотничьих угодий. Земли вдоль берега реки считались более плодородными, пригодными для земледелия.

В 1925 году Габов привез на лошади жену с детьми, небогатые пожитки. Путь был долгим и трудным. Один из детей, их 3-летний сынишка, в пути заболел и уже в д. Позориха умер. За короткий срок вместе с женой, трудолюбивой Пелагеей Степановной, вырубили лес, построили маленький домик, больше похожий на баньку. Переселились на новое место жительства всей семьей в 1925 году. Эта дата считается годом образования современного села Приуральского.

Начали налаживать новое хозяйство. Вся надежда была на свои трудолюбивые умелые руки, топор и пилу. Помощи ждать было не от кого. Через год появилась полоска обработанной земли, на которой они сажали рожь, ячмень, репу, картофель. Обзавелись скотом, продолжали заниматься добывающим промыслом. Даже Пелагея Степановна в отсутствие мужа сама ставила силки и приносила домой дичь. Помогали и старшие дети. Старшим девочкам даже учиться некогда было, а вот сыновьям хозяин решил дать возможность получить образование.

Легенды Яранкурьи

Место, где они поселились, еще ранее местные жители близлежащих деревень назвали Яранкурья (Ненецкий залив). Существуют две легенды о происхождении данного названия. В этих лесах, богатых ягелем, ненцы-оленеводы пасли оленьи стада зимой, а на летом угоняли на Урал. В заливе между лесом и рекой якобы один из оленеводов весной утонул при переправе. Вот и назвали залив «ненецким». Вторая легенда гласит о том, что один из старых ненцев, облюбовавший эти места, перед смертью завещал похоронить его только здесь. Говорил, что на его костях на этом месте когда-нибудь будет стоять деревня.

В 1926 году в Коми крае проводилась Всесоюзная всеобщая перепись населения. По данным этой переписи, в декабре 1926 года в починке Яранкурья имелся 1 двор, где жили 7 человек. Это было первое письменное упоминание о современном селе Приуральском. Починком в те годы называли крестьянское поселение, возникшее относительно незадолго до проведения переписи (от слова «почин», то есть начало).

Чуть позже поселился в этом месте земляк первопоселенца со своей женой. Габовы помогли построить им маленький домик, который сохранился до сегодняшнего дня. Жили две семьи дружно, помогая друг другу. Занимались единоличным хозяйством.

Коммунары

Развернувшаяся в 30-е годы с новой силой коллективизация дошла и до Печорского края. Напротив д. Даниловки (название с 1926 г.) организовали сельскохозяйственную коммуну. Власти начали террор не только против ку­лаков, но и единоличников. Насильно заставляли вступать в коммуну. Отбирали все, что было можно. Габовы переезжать отказались. Пелагея Степановна пекла по ночам хлеб для коммунаров, который каждое утро увозили в общую столовую. У Степана Ефимовича изъяли сруб для нового большого дома. Хозяин построил его из лиственницы возле деревни Гажаласта, которая располагалась выше д. Даниловки. Хотел весной на плотах перевезти в Яранкурью. Но сруб забрали в Восковец. Только в 1950-х годах это здание перевезли в Республику. В разные годы в нем размещались совхозная контора, начальная школа, сельповская столовая. До сегодняшнего дня сто­ит этот дом в центре села Приуральского.

Не всем понравилось работать и жить в коммуне, и в 1932 году оттуда в починок Яранкурья переезжают бывшие две вычегодские семьи Уляшевых и Кармановых. У первого жителя была своя мастерская. В одной половине он занимался выделкой кожи, а в другой мастерил по заказу оконные рамы, ведра, бочки, сани и прочую деревенскую утварь. В этом помещении и поселились временно вновь прибывшие. Следуя их примеру, в 1933 году еще несколько семей, членов коммуны, решили пере­браться в Яранкурью, потому что место, выбранное Габовым, было более удобным. Особенно всех привлекали земли и луга. Этими переселенцами были трое братьев Кузнецовых и трое братьев Ветошкиных. Но жить им было негде, и поселились они наверху скотопомещения. Тогда все решили построить сообща один большой 2-этажный 20-квартирный дом. С.Е. Габов лично выбирал лес в своих охотничьих угодьях, делал зарубки на вековых соснах одинаковой толщины. Мужчины валили лес, а три женщины на лошадях волокушами привозили бревна на берег реки. Из калиброванных бревен сильные мужики поднимали сруб. После сенокосных работ приезжали на по­мощь и коммунары из Восковца.

Добротный, основательный дом с большим подъемом с энтузиазмом построили за полгода и заселили к ноябрьским праздникам. Много семей тогда переехали из коммуны в Яранкурью. Пытались организовать новое коллективное хозяйство. По воспоминаниям старожилов, между собой неофициально называли себя «красной коммуной». Сообща строили мастерские, скотопомещения, амбар, пекарню, помещение для хранения и яровизации картофеля.

Но в конце 1933 года по указанию свыше коммуны были расформированы и стали наспех создавать в каждой деревушке маломощные колхозы.

Предложение землемера

Еще чуть раньше этих событий произошел инцидент между Габовым и некоторыми жителями Даниловки, которые невзлюбили предприимчивого, трудолюбивого, уважаемого коммунарами первого жителя Яранкурьи. Они счи­тали, что Габов якобы занимает принадлежащие им земли, луга. Завидовали, видимо, что у него все ладилось в хозяйстве, что к нему тянутся люди. Были даже случаи вредительства: похитят лошадей или коров, привяжут их где-нибудь в лесу, и приходилось хозяевам разыскивать свой скот.

Решил Степан Ефимович с сыном Иваном, знающим грамо­ту, написать письмо в райземотдел с просьбой разобраться в данной ситуации и принять соответствующие меры.

Совпало это с созданием колхозов. В то время по деревням ездили землемеры, которые отводили земли колхозам и крестьянам. Приехал и к ним такой специалист: отмерил участки зем­ли, и выкопали столбы на границах территорий, отделяющие деревни. Долгие годы, по воспоминаниям старожилов, простояли эти столбы как памятники справедливости. Землемер тот был человеком русским, и ему показалось непонятным и странным название починка. В те годы названия населенных пунктов, колхозов, в которых жили и трудились строители светлого будущего, вводились директивно, а не придумывались самими жителями. Землемеры в те годы были почитаемыми людьми, крестьяне им подчинялись. Созвал представитель власти на сход жителей и предложил переименовать починок Яранкурья в деревню Республика – в созвучное времени название.

Вновь созданному колхозу было официально дано имя Климента Ворошилова. В то время это была высокая честь для колхоза – стать однофамильцем такого известного человека. В д. Даниловке колхоз назвали именем Сталина. На базе коммуны был создан колхоз имени Воскова (в честь командира полка Ленинградского военного округа, где служили первые коммунары), а деревне дали имя К. Ворошилова.

Но официальные названия – д. Республика и д. Ворошиловка – среди жителей не прижились. Стали они называть себя по названию колхозов – «ворошиловскими» (д. Республика) и «восковецкими» (д. Ворошиловка) жи­телями. Со временем стали прибывать в д. Республику новые жители не только из Восковца, но и из других припечорских населенных пунктов. Переселялись работники с Усть-Соплеского брусяноточильного комбината из-за невыносимых условий труда и быта. Например, семья Подоровых переехала из-за тяжело заболевшей хозяйки. А семья В.Е. Попова, бывшие крестьяне, хотели заниматься сельскохозяйственной работой в колхозе.

В некоторых печатных изданиях авторы ошибочно утверждают, что основателями деревни были коммунары, переехавшие из Восковца. Но на самом деле починок существовал еще до их приезда на Печору. Неизвестно, как бы сложилась судьба деревни в дальнейшем: может, как и многие деревни, она перестала бы существовать. Но, благодаря трудолюбивым коммунарам, их деловой хватке, сплоченности, деревня Республика с каждым годом набирала силу, в колхозе люди занимались животноводством – увеличивалось поголовье крупного рогатого скота, держали лошадей, овец, было свое оленье стадо. Развивалось и полеводство: выращивали зерновые культуры, картофель, репу, турнепс и т.д. Занимались охотой и рыболовством, заготовкой даров природы.

Дети колхозников ходили учиться в начальную школу в д. Даниловку, которая существовала там еще с 1902 года. Маленьких детей собирали в одном частном доме, и их нянчили пожилые женщины нетрудоспособного возраста.

Школа в доме коммунаров

В 1939 г. в Республике Усть-Войского района жили 176 человек. Важное событие произошло там в 1940 году – открылась двухкомплектная начальная школа. Без нее уже не мыслилась дальнейшая судьба поселения, так как было уже 23 ребенка школьного возраста. Специального школьного здания не было, поэтому школа расположилась в доме коммунаров. Занимала она угловую двухкомнатную квартиру размером 24 кв. м. Здесь же стояла русская печка. В этом доме продолжали проживать семьи колхозников, а также находились правление колхоза и лавка, где продавали хлеб, сахар, чай и мыло.

Но в одночасье мирную жизнь изменила весть о войне. Почти все мужчины ушли на фронт. Как и везде в стране, остались негодные к службе мужчины и в основном старики, женщины и дети. Они взвалили на свои плечи всю тяжесть колхозного труда, работали и за себя, и за тех, кто был на войне. Оттуда вернулись немногие. Но люди выдержали беды военного лихолетья. После войны жизнь в деревне стала еще более бурной, хозяйство – более крепким, славилось на весь Коми край.

Информацию предоставили Раиса Макеева, заведующая Пе­чорским архивохранилищем; Надежда Чапина, библиотекарь школьной библиотеки с. Приуральского // Печор. время. – 2007.