Нашей стране нужна такая крепкая авиация,
чтобы никто не решился подойти к нашим границам.
А.Н. Туполев
В 2022 году конструкторское бюро имени Андрея Туполева отметило 100-летие со дня основания. К этой знаменательной дате в Центральной библиотеке работает выставка «Человек и самолет».
Конструкторское бюро «Туполев» было создано 22 октября 1922 года ученым Андреем Николаевичем Туполевым. Андрей Туполев был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком Академии Наук СССР, трижды Героем Социалистического Труда.
Родился Туполев А.Н. в селе Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище, где увлекся аэродинамикой. Во время учебы он стал активным членом воздухоплавательного кружка, где смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. В 1916 году Туполев начал работать в первом российском авиационном бюро.
О семье Туполева, годах его учебы и работы в конструкторском бюро можно узнать из книги Николая Бодрихина «Туполев», изданной в серии «Жизнь замечательных людей», а также из книги «Становление», авторы – Евгений Рябчиков, Александр Магид.
Чтобы добиться успеха, Андрею Николаевичу пришлось пройти через многие испытания. Лишь одна цель придавала ему силы жить дальше – мечта создать и развивать отечественное авиастроение.
В 1922 году на базе опытно-конструкторского бюро было основано публичное акционерное общество «Туполев». Свой первый самолет Андрей Николаевич создает в начале 20-х годов смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2. Туполев активно продвигал идею делать самолеты из металла. Он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин.
Также в 1920-е годы Андреем Туполевым и его коллективом были созданы тяжелые бомбардировщики, которые в годы войны были востребованы на фронте. Один из лучших бомбардировщиков – цельнометаллический ТБ-1 был создан в 1925 году. До 1936 года были спроектированы и построены около пятидесяти типов самолетов, в том числе серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3).
На самолетах Туполева советские летчики впервые высадились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США через Северный полюс. Об этой странице истории конструкторского бюро Андрея Туполева расскажет издание «История самолетов. 1919-1945 гг.» Дмитрия Соболева.
Самым массовым реактивным пассажирским самолетом стал ТУ-154. Он был разработан в 1960-х годах и рассчитан на перевозку 180 пассажиров. Первый полет ТУ-154 выполнил 3 октября 1968 года. Всего было выпущено более 950 различных модификаций этой машины.
За вековую историю опытно-конструкторского бюро было разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых более 70 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18 000 самолетов марки «ТУ», около 1 000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолетах Туполева установлено более 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета, грузоподъемности, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
Сейчас ПАО «Туполев» входит в объединенную авиастроительную корпорацию «Российские технологии» и продолжает традиции одного из ведущих авиационных конструкторских бюро страны.
Уважаемые читатели, приглашаем вас посетить выставку «Человек и самолет»,
посвященную 100-летию конструкторского бюро имени Андрея Туполева.
Выставка будет работать в Центральной библиотеке до конца ноября.
Центральная библиотека открыта ежедневно с 12.00 до 19.00.
Выходные дни – понедельник, воскресенье.
Библиограф Центральной библиотеки Ольга Елькина
Комментарии (0)